Главная Информация о филиале Факультеты, кафедры
и структурные подразделения
Внешние связи Научно-исследовательская
деятельность
Научные конференции Ученый совет Попечительский совет Музей Журнал «Лесной вестник» Сведения об образовательной
организации
Абитуриенту Внутренним пользователям

Поступление

Обучение

Работа и отдых

 
Сделать стартовой страницей Письмо вебмастеру Поиск по сайту Карта сайта
Мытищинский филиал МГТУ им. Н. Э. Баумана (МГУЛ)
Международные связи

Основные результаты международных связей
Московского государственного университета леса в 2009/2010 году

2009/2010 | 2008/2009 | 2007/2008 | 2006

Галерея

Любая страна, которая хочет иметь в мире значение и влияние, использует такой мощный инструмент, как обучение иностранных граждан. В США экспорт высшего образования считается пятой по значимости отраслью экспортных услуг. Россия занимает по данному экспорту лишь девятое место после Китая. Сегодня более чем в 150 странах мира работают около полумиллиона выпускников российских вузов. Они говорят по-русски, знают русскую культуру, занимают видное положение в политике, образовании, культуре, экономике своих стран.Необходимость создания условий для привлечения в Россию иностранных студентов указана в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Это должно быть одной из приоритетных задач в деятельности Министерства образования и науки и высших учебных заведений, с тем, чтобы к 2020 году доля иностранных граждан достигла 5 % в общем контингенте учащихся вузов, а доходы от их обучения составляли не менее 10 % от объема финансирования системы образования. Однако еще задолго до формирования Концепции подразделение международных связей МГУЛеса в течение многих лет ведет активную работу в этом направлении.

Центр обучения иностранных граждан, который входит в структуру Управления по международной деятельности (УМД), организован в 2006 году на основе факультета по работе с иностранными гражданами, созданного 31 августа 2001 года приказом ректора. Центр является структурным подразделением университета, работая на внебюджетной основе. Таким образом, 31 августа 2011 года исполнится 10 лет работы данного подразделения. И хочется вспомнить, как все начиналось, что сделано в этом направлении.

Особенностью Центра является работа с иностранными гражданами из стран дальнего и ближнего зарубежья, которым требуется визовая поддержка. Необходимость визовой поддержки требует знания законодательства, опыта работы с Федеральной миграционной службой.

Так что же мы имели на момент создания подразделения? 17 иностранцев из Китая и Ирана за весь 2001 год, проблемный жилой фонд для иностранцев в общежитии, отсутствие рекламы университета за рубежом.

С самого начала были определены основные направления работы подразделения:

  1. Развитие экспорта образовательных услуг МГУЛ по направлению деятельности подразделения. Это работа с правительственными и неправительственными учреждениями, университетами, фирмами, организациями, ассоциациями в России и за рубежом; подготовка к заключению Договоров и установление взаимовыгодных международных связей по направлению Центра; рекламно-агитационная работа по разным направлениям и формам для формирования положительного имиджа университета за рубежом.

  2. Набор иностранных граждан в МГУЛ на все формы обучения. Основным направлением работы Центра по набору и формированию иностранного контингента является стремление к устойчивому конкурсному набору иностранных граждан для обучения в МГУЛ.
    Следует отметить, что при работе с иностранными абитуриентами необходимо выделить приоритетные задачи, а именно: разработка и предложение образовательного продукта или системы продуктов, которая будет востребована на рынке; отбор абитуриентов из зарубежных стран на основе анализа рынка образовательных услуг и выявления регионов с потенциально высокой заинтересованностью в предлагаемом образовательном продукте. Задачи по разработке образовательных программ и отбору абитуриентов требуют интегрированного подхода, и Центр работает в этом направлении вместе с факультетами.

  3. Участие в организации приема, обучения и выпуска иностранных студентов, аспирантов, докторантов, стажеров, слушателей курсов повышения квалификации по межгосударственным соглашениям, межвузовским обменам, прямым договорам с зарубежными вузами и организациями, а также на коммерческой основе.
    Работа определяется разнообразием форм обучения иностранных граждан в университете. Одной из ее особенностей является специфика приема иностранных граждан. Прежде всего, это предварительная экспертиза документов об образовании припоступлении на разные формы обучения. Учитывая, что в перспективе экспертиза иностранных документов перейдет в вузы, Центр ведет работу по накапливанию, систематизации и анализу информации по системам образования, правилам приема в университеты в разных странах.
    Но основной задачей при работе с иностранными студентами является повышение качества обучения. Не каждому преподавателю, впервые столкнувшемуся в своей практике с иностранным студентом, удается легко наладить диалог с ним. Преподавателю кажется, что иностранец такой же студент, как и российский, тогда как студенту-иностранцу требуется гораздо больше сил, терпения, настойчивости для овладения знаниями в неродной культурной и языковой среде. Поэтому при работе с иностранными студентами необходимы нестандартные подходы к повышению качества обучения, и Центр работает в данном направлении, накапливая и обобщая опыт, отрабатывая методику и педагогические приемы в данном направлении.

  4. Организация и проведение учебного процесса, учебно-методической работы довузовской подготовки иностранных граждан. Проведение государственного тестирования по дисциплине «Русский как иностранный». Довузовская подготовка является базой успешной учебы иностранных граждан. В данном направлении решаются все организационные, учебные и методические вопросы по подготовке иностранных граждан для поступления в университет. Работа построена в соответствии с требованиями и под руководством Координационного совета центров довузовской подготовки иностранных граждан Минобразования России. В соответствии с Отраслевым стандартом Министерства, разработаны и утверждены учебные планы и рабочие программы для всех дисциплин технического и экономического направлений довузовской подготовки иностранных граждан. Кроме русского как иностранного, это такие дисциплины, как математика, физика, химия, инженерная графика, основы экономики, основы информатики. Разработаны также рабочие программы для интенсивных форм обучения для групп позднего заезда иностранных граждан в Россию, для летних школ и др. Используется учебный комплекс по русскому языку как иностранному в сфере международного туристского бизнеса.
    В 2010/11 учебном году сформированы и проводятся занятия с пятью группами иностранных граждан, обучающиеся на контрактной основе: 2 группы студентов, изучающих русский как иностранный и 3 группы довузовского обучения — наших будущих студентов. При обучении используется современная техника, внедряются новые эффективные методики обучения.

  5. Внедрение новых форм, методов и технологий обучения иностранных граждан в МГУЛ, а также работа по признанию и эквивалентности документов об образовании, учебных курсов, ученых степеней и т. п. Получение подразделением генеральной доверенности на статус представительства Международного координационного совета выпускников учебных заведений «Инкорвуз-XXI» дает право МГУЛ на хозрасчетной основе участвовать в работе Международной комиссии по признанию и эквивалентности учебных курсов, документов об образовании и ученых степеней с выдачей сертификатов на русском и английском языках.

  6. Участие в паспортно-визовом оформлении документов и обеспечение пребывания иностранных граждан в МГУЛ. Работа по обеспечению пребывания иностранных граждан в университете требует особой ответственности и строится в соответствие с требованиями Федеральной миграционной службы.

  7. Социально-адаптационная работа с иностранными гражданами. Она включает работу по улучшению условий проживания в общежитии, медицинскому страхованию, обеспечению безопасности иностранных граждан, экскурсии, культурные мероприятия с их участием
    Хочется поблагодарить за помощь в работе студенческий клуб университета и редакцию газеты «Вестник», а также отметить большую работу, проводимую руководством общежития и управлением по инженерному обеспечению по улучшению жилищных условий для иностранных граждан. К сожалению, количество мест, выделяемых иностранным гражданам в нашем университете, начинает сдерживать их прием.

Таким образом, можно подвести предварительные итоги работы с иностранными гражданами.

За 9 с небольшим лет количество иностранных граждан с визовой поддержкой из стран дальнего и ближнего зарубежья увеличилось в 8 раз. В настоящее время в университете по разным формам обучается около 300 иностранных учащихся и студентов. За 2010 год иностранные граждане принесли университету, с учетом оплаты за общежитие, около 11 миллионов рублей.

Студенты 20 стран дальнего зарубежья из разных частей света обучались и обучаются в нашем университете. Это студенты из Африки (Ангола, Гвинея, Нигерия, Камерун, Египет), Азии (Китай, Монголия, Вьетнам, Бангладеш, Таиланд, Индия, Иран, Турция, Южная Корея), Южной и Северной Америки (Бразилия, Канада), Европы (Финляндия, Германия, Австрия, Франция, Болгария). Это представители очень разных и самобытных культур, традиций, различных конфессий.

Общаясь между собой и с русскими студентами, обучаясь вместе, молодые люди взаимно обогащают свой личный уровень культуры, учатся понимать и воспринимать иную культуру, приобретают навыки межкультурного диалога. Особая нагрузка, особое значение и роль выпадают преподавателям и сотрудникам университета, работающим в Центре. Они обязаны быть в этом процессе не только участниками, но и руководителями, модераторами, задавать и устанавливать общую тональность, атмосферу общения. И высокий профессиональный и культурный уровень, личностные качества и постоянная работа над собой сотрудников и преподавателей позволяют им решать проблемы межкультурной коммуникации, формируя у иностранных студентов положительный имидж как университета, так и России в целом.

В настоящей статье только обозначены направления большой, ответственной и серьезной работы, которую проводят сотрудники и преподаватели, работающие с иностранными гражданами. Иностранные граждане уже стали частью студенческого братства нашего любимого Московского государственного университета леса!

Т. Знаменская, руководитель Центра обучения иностранных граждан УМД


Административный раздел